Магистратура что дает если уже специалист. Магистратура и почему люди поступают в магистратуру

Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Что такое магистратура?

Прежде чем решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, нужно разобраться, что она собой представляет.

Данный вид обучения возник в нашей стране относительно недавно. Он появился после того, как Россия приняла на вооружение двухступенчатую систему высшего образования, давно уже существующую в западном мире. В данной системе высшее образование разделяется как бы на два звена: бакалавриат, предполагающий практическое обучение профессиональным умениям и навыкам, и магистратура, которая является более высокой ступенью освоения профессионального мастерства.

Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации и получением первой

Вторая ступень высшего образования

Казалось бы, при таком подходе решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, очень просто. «Конечно, она нужна», - подумает любой выпускник школы или его родитель.

Однако в этом нововведении очень много подводных камней, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Магистратура как нововведение последних лет

Так уж сложилось, что значение магистратуры для западной системы высшего образования гораздо значительнее, чем для нашей.

Произошло это потому, что в России всегда существовала иная система высшего образования, которая предполагала следующие его ступени: начальное, и высшее. Также существовала возможность получения ученых степеней: кандидата и доктора наук.

На современном этапе в Российской Федерации сохранились две эти системы, из-за этого высшее образование как бы разделилось на две половинки: При этом получается, что обычный специалист, который провел в стенах вуза ровно 5 лет, равен магистру, который написал целую диссертацию.

Поэтому до сих пор специалисты не могут однозначно дать ответ на вопрос о том, нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Она и нужна, ведь выпускник вуза имеет уже не один, а два диплома о высшем образовании, однако работодатели особо не обращают свое внимание на то, какое высшее образование есть у их работника: бакалавриат или магистратура.

Какие перспективы открыты выпускнику?

В первую очередь, выпускники школы задаются вопросом о том, что принесет им такое двухступенчатое обучение в вузе.

Поэтому они уже сразу решают для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, или нет.

Рассмотрим эти перспективы более подробно.

Теоретически магистратура дает возможность претендовать на более высокий образовательный статус. Поэтому человек, имеющий диплом магистра, может искать себе более престижную работу.

Однако, как показывает практика, работодателей часто интересует просто высшее образование и специальность, указанная в дипломе. Ему в целом неважно, кто придет к нему: специалист, бакалавр или магистр.

При этом магистратура дает возможность видоизменить свой профессиональный путь. Допустим, молодой человек закончил бакалавриат по специальности «менеджмент». Но в магистратуру он поступает по специальности «журналистика». Сдав дополнительный экзамен, он может за 2 года как бы получить второе высшее образование и работать потом по той специальности, которую выберет сам.

Еще одна перспектива, которая привлекает молодых людей, которые задумываются над тем, нужна ли магистратура после бакалавриата, заключается в возможности заниматься преподавательской деятельностью. Но об этом чуть подробнее в следующем параграфе.

Магистратура ради преподавания

На Западе данная ступень высшего образования является гарантией того, что выпускник станет работать в учреждении образования: колледже или вузе. Он также может занять должность младшего научного сотрудника.

У нас же такая перспектива существует, скорее, теоретически, чем практически.

Это связано с тем, что в России сейчас можно получить три ученых степени: магистра, и доктора наук.

В вузах работают в основном кандидаты и доктора наук, доктора ценятся больше, но их по количеству меньше. Есть небольшой процент преподавателей, которые имеют либо полное высшее образование по принципу специалитета, либо диплом магистратуры.

Однако таких преподавателей очень мало (около 8 % от общего числа педагогического состава) и положение их в вузах самое незавидное: у них больше всего нагрузки и самая маленькая зарплата.

Поэтому в нашей стране, чтобы преподавать в вузе и не бояться возможного сокращения, нужно иметь ученую степень не магистра, а кандидата наук.

А для этого нужно и пройти трудную процедуру защиты кандидатской диссертации. Требования к ней более жесткие, чем к магистерской работе.

Особенности современной магистратуры

Сразу отметим, что учиться - это всегда полезное дело, но обучение должно идти на пользу человеку, а не во вред его здоровью или материальному положению.

Поэтому, прежде чем решить для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, молодой человек должен соотнести свои желания со своими возможностями.

Если он любит учиться, занимается в вузе с удовольствием и готов потратить еще два года своей жизни, чтобы получить новые знания, освоить новые навыки, то его выбор - это магистратура.

Если он еле-еле дотянул 4 года обучения в бакалавриате, на занятия ходил через раз и мечтал не о знаниях, а о дипломе как о документе об образовании, то ему, безусловно, не стоит оставаться в вузе еще на 2 года с туманными перспективами для своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали выше, магистратура в современных условиях - это нечто вроде маленького плюсика в биографии. А если точнее - это свидетельство того, что человек старательно «грыз гранит науки» ради своего будущего успеха. Он рационально выбрал для себя еще одно профессиональное попроще или усовершенствовал свои знания на старом поприще, он трудился денно и нощно. Однако магистратура не дает никаких гарантий будущего престижного трудоустройства.

Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту

Возможно, еще один диплом о высшем образовании ему пригодится. Однако очевидно, что молодой человек, который закончил бакалавриат и поступил на конкретную должность экономиста на небольшом предприятии по прошествии двух лет приобретет больший теоретический и практический опыт, чем тот, кто поступил в очную магистратуру и еще 2 года провел в стенах вуза.

Формы обучения

Отметим тот факт, что в магистратуре такие же, как и на бакалавриате.

Есть возможность очного, длится два с половиной года, очное - два года. В дипломе об образовании форма обучения пока не указывается, хотя в скором времени Министерство образования предполагает указывать такую форму.

Всем, кто решает, нужно ли заканчивать магистратуру после бакалавриата, и при этом планирует работать и учиться, следует знать, что количество аудиторных занятий в магистратуре велико. Часто вузы из-за нехватки аудиторий переносят занятия магистрантов аж на 3-ю смену, которая начинается около 5 часов вечера и заканчивается поздним вечером.

Формы контроля такие же, как и на бакалавриате: учет текущей успеваемости, зачеты, экзамены, для студентов заочного обучения - контрольные работы и т. д.

Количество бюджетных мест для магистрантов

Также молодым людям, мечтающим о продолжении своего образования, следует знать о такой тенденции последний лет, как сокращение числа бюджетных мест в вузах для магистрантов. Обычно число таких мест равно четверти от выпускающихся бакалавров.

Если же абитуриент не поступает на бюджетное место, то ему или его родителям придется оплачивать обучение из собственного кармана. При этом цены на обучение в магистратуре гораздо выше, чем на бакалавриате.

Отчасти из-за этого поток желающих обучаться не так уж велик. Получается, что многие молодые люди на вопрос, нужно ли поступать в магистратуру после бакалавриата, отвечают для себя отрицательно.

Это, конечно, не говорит о том, что от обучения на этой ступени высшего образования следует вообще отказаться. Однако необходимо очень внимательно оценить и свои силы, и свои возможности.

Как же поступить?

В целом любому молодому человеку, который пытается решить для себя такой серьезный вопрос, как "Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата?", можно посоветовать следующее.

Во-первых, взвесить все плюсы и минусы своего возможного обучения. Подумать о том, есть ли у его семьи или него самого материальная возможность получить такое образование. Ведь, по сути дела, работать в течение этих 2 лет будет очень сложно. Сможет ли такой студент обеспечить себя материально? Сможет ли он найти средства для своего содержания?

Во-вторых, подумать о том, есть ли бюджетные места на такую ступень обучения или придется разыскивать собственные денежные ресурсы?

В-третьих, есть ли возможность поступить в магистратуру по новой специальности? Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура юристу после бакалавриата? Возможно, нужна, если юрист поступает в магистратуру по новой специальности, осваивая специализацию криминалиста или политолога.

Можно ли бросить магистратуру?

Такой вопрос также очень часто задают. Действительно, число отчисленных по собственному желанию студентов из магистратуры в 2 раза больше, чем с программ бакалавриата.

Связано это с тем, что молодые люди, поняв, что, попав в магистратуру, они продолжают оставаться в статусе «студента», решают отказаться от надоевшей им роли и уйти в профессиональную деятельность. Благо диплом о высшем образовании на ступени бакалавриата у них уже есть.

Например, нужна ли магистратура после бакалавриата программисту, молодому человеку, который и так уже является востребованным специалистом на современном рынке труда? Нужно ли ему еще 2 года учиться, когда он может уже работать?

Безусловно, каждый молодой программист должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Есть ли альтернатива такому обучению?

Следует отметить, что альтернатива такому обучению на сегодняшний день существует. Это так называемая профессиональная переподготовка, позволяющая заниматься новым видом деятельности.

Суть такого обучения, представленного в программах большинства крупных и малых вузов нашей страны, сводится к тому, что человек, желающий получить право заниматься новым видом деятельности, поступает на такую программу и через некоторое время получает диплом.

Обучение носит индивидуальный и групповой характер, однако учебных часов здесь меньше, поэтому и аудиторных занятий тоже мало.

И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?

После всего сказанного нами выше найти ответ на этот вопрос несложно. Да, магистратура может пригодиться и бухгалтеру, однако ему нужно еще постараться найти такой вид обучения. В нашей стране бухгалтером сможет стать даже человек без высшего образования, просто закончивший бухгалтерские курсы. Есть бухгалтерское дело в рамках бакалавриата, а вот магистратуру с такой специализацией вообще очень сложно найти.

Так что не по всем специальностям в нашей стране есть данное направление высшего образования.

Таким образом, в этой небольшой статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое современная магистратура в России. Безусловно, у этого направления образования есть определенные перспективы, однако пока еще данная система испытывает трудности, связанные с особенностями ее внедрения в образовательную практику нашего государства.

Если вы уже учитесь в вузе в бакалавриате или уже даже закончили вуз и имеете диплом бакалавра, у вас наверняка возникает вопрос, зачем нужна магистратура и если нужна, то куда именно и почему имеет смысл идти учиться дальше? В чем будет польза от дополнительного диплома? Существует ряд причин, по которым диплом магистра и обучение в Магистратуре поможет вам в дальнейшем в жизни, особенно если учиться не для галочки, а правильно выбрать место обучения и саму учебную программу Магистратуры. Итак, зачем нужна магистратура именно вам и какие существуют причины поступать в Магистратуру?

1. Углубить свои знания

Программы бакалавриата по своей сути призваны дать базовое образование в определенной профессии и определенном главном предмете. Получив диплом бакалавра вы уже разбираетесь в основах предмета и профессии и можете начинать работать в своей профессии в качестве квалифицированного специалиста. Для ряда специальностей и вакансий высшее образование является обязательным условием для работы и диплом бакалавра этот тот минимум, которого достаточно. Однако, этого достаточно только для старта вашей карьеры и начала работы в специальности. Но для продвижения по карьерной лестнице необходимы более глубокие знания как в основной специальности, основном предмете, так и в смежных областях. Если мы говорим именно об образовании и работе по специальности, особенно в западных компаниях и компаниях мирового уровня, то одна из главных причин, зачем нужна магистратура, это то, что без степени магистра, как правило, невозможно занимать руководящие позиции, а значит и получать больший доход и расти в своей профессии. Если же вы не хотите быть руководителем, а хотите развиваться именно как специалист, отсутствие углубленных знаний также может помешать вам в дальнейшем профессиональном росте - без диплома магистра и соответствующих углубленных знаний также, как правило, невозможно перейти на более высокооплачиваемую и интересную работу уже в качестве специалиста более высокой категории.

2. Получить специализацию

С карьерным и профессиональным ростом связано и вторая причина зачем нужна магистратура и в чем преимущество получения диплома Магистра - это получение дополнительной специализации. Если мы говорим о менеджерских ролях и соответственно руководящих позициях, то работа в них требует не только предметных знаний по профессии (например знаний инженерии), но и экономических и управленческих навыков. Многие магистерские программы дополнительно уделяют внимание именно управлению, администрированию и экономическим аспектам профессиональной деятельности. Вторая специализация может быть уже внутри именно предметной области и полезна и с точки зрения специализации в руководстве и с точки зрения специализации именно как высококвалифицированный специалист. Например, получив базовое инженерное образование, в магистратуре вы можете дополнительно специализироваться в управлении в инженерии, а получив базовое экономическое образование можете, например, специализироваться в международной экономике или политэкономии. Подобная специализация не только даст вам преимущества при рассмотрении вашей заявки на определенную вакансию, но и позволит максимально расширить перспективы вашего карьерного роста как с точки зрения продвижения по руководящим позициям, так и повышения вашего уровня как специалиста. А это все ведет и к более интересным задачам, более комфортабельным условиям труда, и, безусловно, к более высокому доходу и уровню жизни.

3. Значительно улучшить качество образования и перспективы трудоустройства

Если вас беспокоит качество преподавания в вашем вузе или, начав работать по профессии, вы обнаружили что ваши знания далеки от современного уровня развития профессии то вам нужно подумать или о переводе в другой вуз (если вы еще учитесь в бакалавриате на 2-3 курсе) или о поступлении в магиструтуру в другом вузе (для тех, кто уже получил диплом бакалавра или учится на 4м курсе бакалавриата). И при этом вполне серьезно подумать о смене города, или даже страны для обучения! Вполне вероятно, что поменяв место обучения, переведясь в вуз или поступив в магистратуру в другом городе или даже другой стране, вы сможете значительно улучшить качество вашего образования и перспективы трудоустройства по профессии на высокооплачиваемую работу после получения диплома. Именно за счет принципиально другого качества образования, доступа к современным исследованиям и технологиям, наличию практики в лучших компаниях и предприятиях мира.

4. Получить необходимый опыт и связи по профессии

Многие выпускники вузов России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран сталкиваются с проблемой отсутствия работы по специальности после получения диплома. Зачастую это связано с отсутствием потребности в полученной профессии именно в городе, где вы учитесь. Вторая популярная причина невозможности получить работу по специальности - отсутствие у выпускников вузов (особенно бакалавриата) практического опыта по профессии. А это во многом связано с отрывом вузов от бизнеса и промышленности и отрывом учебных программ (в том числе устаревших материалов) от современных реалий.

Решить эту проблему можно также поступив в магистратуру более высокого уровня обучения, скорее всего в другом городе или даже в другой стране - вполне вероятно, что таким образом вы сможете найти вуз, учеба в котором позволит вам устроиться на интересную практику в компании вашего профиля и даже наладить контакты в этой компании, чтобы продолжить работу в ней и после диплома, с полученными как раз под их задачи знаниями. Или, так же вполне возможно, вы сможете поступить в магистратуру в городе (и стране) где высокий спрос на специалистов вашей профессии и кроме практики и связей вы получите очень большие перспективы по предложениям работы - как по количеству, так и по зарплате и другим условиям труда.

Кстати, внимание всем кто учится на “некоммерческих” профессиях - при поступлении в магистратуру в другой стране, например в Германии, вы вполне можете обрести практические знания в вашей профессии и действительно перспективную и высокооплачиваемую работу по профессии после диплома - более чем вероятно, что ваша “некоммерческая” профессия в Германии будет пользоваться уважением и должным спросом, а значит и хорошим вознаграждением и финансированием вашей работы.

5. Поменять место жительства и условия жизни

Да, именно так. Время учебы - это не просто время получения необходимых знаний, но и возможность эффективно изменить место своего проживания, а вместе с ним и условия жизни и, в том числе, условия будущей работы. При этом, вы можете поменять город в пределах одной страны, а можете и поменять страну - много стран, и в том числе Германия, очень благосклонно относятся к иностранным студентам. А после получения высшего образования в Германии, вы получите возможность остаться здесь, легально жить и работать и получить полноценный доступ ко всем местным благам - как природным - мягкому климату и удобному расположению, так и социальным - размеру оплаты труда, медицине, безопасности, пенсиям, защите сотрудников, длинным отпускам и так далее. Да, и просто условия труда вы также получите местные - даже на тех же фабриках и заводах высокий уровень условий работы. А что уж говорить об уровне лабораторий, просторных офисах и отличном оборудовании, в какой бы профессии вы потом ни работали! Хороший повод задуматься о переводе в немецкий вуз.

6. Поменять платное образование на бесплатное (бюджетное)

Не такая глобальная причина зачем нужна магистратура, как смена места жительства. Но, зато, очень прагматическая и для многих студентов очень актуальная - если вы учитесь на платном отделении, то вы можете поступить в магистратуру уже на бесплатное отделение. И, кстати, вы вполне можете поступить на бесплатное отделение магистратуры немецкого вуза даже после платного отделения бакалавриата вуза на родине! Мало того, в магистратуре немецкого вуза можно учиться и на английском языке и еще и получать стипендию от 300 до 1500 евро в месяц! Хороший повод задуматься о поступлении в магистратуру в Германии! Особенно, с учетом других указанных нами выше возможностей.

Главное: не упускайте свои возможности!

Среди успешных профессионалов и опытных консультантов по карьере есть такое правило - даже если вам нравится ваше текущее место работы - регулярно отсматривайте объявления о поиске сотрудников вашего профиля и уровня и даже ходите на интервью-собеседования! Таким образом вы не только будете в хорошей форме для поиска работы, на случай если что-то случится с вашей компанией, но и не пропустите действительно интересные и уникальные предложения, которые изменят вашу жизнь к лучшему как с финансовой, так и с профессиональной стороны - выше зарплата, новые задачи, интересные перспективы и новый профессиональный уровень! Начните действовать этому правилу уже студентом и, в том числе, в сфере образования - следите за новыми возможностями и пользуйтесь ими при первой возможности! Иначе ими воспользуется кто-то другой и вы ее упустите! И когда вы получаете диплом бакалавра - это важный момент, важная контрольная точка - вы добились определенного результата и теперь важно крайне осмысленно и осознанно сделать следующий шаг. И поступление в магистратуру само по себе, в другом вузе, в другой стране и особенно поступление в магистратуру в Германии - это одна из таких интересных и, по своему, уникальных возможностей изменить свое будущее к лучшему, которую нельзя упускать!

Содержание

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Магистратура считается верхней ступенью высшего профессионального образования. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость. Какие конкурентные преимущества получает обладатель степени магистра?

Исходное образование

По установленному порядку для зачисления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста, бакалавра или магистра по другой специальности. Учитывая относительную молодость программ бакалавриата, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты.

Например, в МЭСИ они составляют практически 95% от общего числа поступающих. На социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова за последние три года соотношение специалистов и бакалавров поменялось в пользу последних. Иная ситуация в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА), где просто нет специалитета. У магистратуры есть и еще одна важная функция – учить взрослых людей, стремящихся получить второе образование. Такой подход практикуется в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС.

Специфика подготовки

Как отмечает Николай Павлюк, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по магистратуре и дополнительному образованию, магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшего образования больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени «заточены» под потребности компаний-работодателей. «Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика, разработчика, менеджера-координатора, – говорит Николай Павлюк. – Сравните: выпускники-специалисты имеют предметную подготовку социолога, политолога. А в магистратуре студентов ориентируют на функциональную позицию: специалиста по региональному развитию, менеджера проектов». Для серьезного российского вуза магистратура – это возможность передать студенту знания, не вписывающиеся в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.

Неудивительно, что спрос на такое образование растет, прежде всего, в социально-гуманитарной сфере (социология, экономика, менеджмент, психология). Магистратура позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. «Например, выпускники отраслевых вузов имеют возможность получить управленческое образование», – подчеркивает Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА.

В МЭСИ учиться по направлению «Менеджмент» приходят специалисты с базовым образованием в области экономики, менеджмента, финансов, маркетинга. Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ, отмечает: «Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию».

Особые компетенции

Василий Желнов, руководитель отдела по реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, приводит в качестве примера магистерскую программу «История и философия науки»: «Общетеоретические курсы здесь дополняются курсами, ориентированными на конкретную специфику и прикладные исследования. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Другая программа – «Прикладная этика» – ориентирована на формирование навыков этического анализа проблем, возникающих во всевозможных практических ситуациях».

Выпускник магистратуры – это профессионал в выбранной специализации (финансы, маркетинг, право и др.), более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр и специалист. Вместе с тем, Илья Демидов, декан факультета подготовки магистров Института МИРБИС, отмечает, что магистратура помимо углубленной специализации нацелена на развитие системных, аналитических компетенций.

Ирина Колесникова считает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, транслировать их другим лицам. «Я бы назвала еще такой важный момент, как способность наших студентов действовать в непредвиденной ситуации», – отмечает она.

Следует отметить различие между управленческим образованием, получаемым в магистратуре и на программах МВА. «На МВА приходят слушатели с богатым опытом, – говорит Ирина Колесникова. – Однако известно: опыт может сковывать свободу действий менеджера. В магистратуре многие студенты начинают с «чистого листа», что позволяет им в дальнейшем избежать многих стандартных управленческих ошибок».

Индивидуальная траектория

Одно из известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностей студентов. По словам Евгения Ивахненко, начальника отдела магистерских программ РГГУ, студенты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важней, определять индивидуальную траекторию обучения. Она «вычерчивается» самим магистрантом совместно с его руководителем. «При составлении индивидуального плана все дисциплины разбиваются на три блока: A, B и C, – комментирует Евгений Ивахненко. Блок A составляют те дисциплины, которые в данном вузе изучаются в обязательном порядке и в строгой последовательности; блок B – обязательные, но не привязанные ко времени; в блок С – по выбору».

На социологическом факультете МГУ магистранты выбирают дисциплины из весьма широкого списка. По словам Николая Павлюка, часть курсов они проходят в рамках родной образовательной программы, а часть получают на занятиях других отделений, в том числе на тех, где готовят специалистов, дают второе высшее образование. Студентам, обучающимся в магистратуре МЭСИ, также предлагается широкая линейка дисциплин по выбору. При этом занятия организуются, если набирается не менее четырех-пяти студентов, заинтересованных в том или ином спецкурсе.

Нередко студентам помимо дисциплин учебного плана предлагаются дополнительные индивидуальные консультации. Так, для одних представляют интерес предметы, требующие знания количественных методов анализа, для других важен гуманитарный подход к управлению, третьи заинтересованы в развитии креативных способностей. В ИБДА индивидуальный подход реализуется благодаря проектному методу обучения. В МИРБИС специально формируемые проектные группы магистрантов проводят исследования по заказу компаний и консалтинга. С одной стороны, каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. С другой – в групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

Плоды мобильности

Соискатель с западным дипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы. Определенные преимущества имеет также выпускник, изучивший требуемый модуль за рубежом. Неслучайно в ИБДА студенты, владеющие иностранными языками, в течение одного семестра учатся в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании. В МИРБИС студентам магистратуры предлагается несколько видов международной составляющей обучения. Как уточняет Илья Демидов, во-первых, это стажировки – краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение. Во-вторых, программы обмена длительностью до полугода, причем изучение нескольких модулей за границей дает право на получение дополнительного сертификата или свидетельства. В-третьих, возможность учиться за границей не менее года и получить диплом магистра зарубежного вуза. Наконец, благодаря связям альма-матер студенты могут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях, что очень полезно для развития карьеры.

В РГГУ в настоящее время открыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц (ФРГ). По словам Евгения Ивахненко, студенты магистратуры РГГУ имеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистранты из вуза-партнера – в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать по окончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договор предусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебном году предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где в качестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. «С моей точки зрения, самое значительное приобретение, получаемое в магистратуре, – это мобильность, весьма и весьма значимая в гуманитарной области», – говорит Евгения Ивахненко.

Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только за рубежом, но и в отечестве. По словам Николая Павлюка, на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова в рамках программы «Связи с общественностью» студенты проходят стажировки в маркетинговых агентствах и домах моды. Планируется открытие программы «Региональное и муниципальное развитие» с получением «двойного диплома», которая будет включать не только стажировки во французских университетах, но и практику в российских регионах.

Альтернатива второму высшему

«Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию», – подытоживает Василий Желнов. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. В связи с этим Илья Демидов отмечает, что, в России в настоящее время получают распространение признанные магистерские степени Master of Arts, Master of Science и Master of Law – именно так «классифицируют» магистров за рубежом. Например, аккредитованные программы Master of Arts идут в МИРБИС.

«В России диплом магистра рассматривается как более высокая по отношению к специалисту ступень образования, – заключает Евгений Ивахненко. – В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый для работодателей документ». Стоит также отметить, что, обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской. При должном трудолюбии через год-полтора после окончании обучения выпускник вполне может защитить кандидатскую диссертацию.

Реформация прежней системы пятилетнего высшего образования до сих пор многих вводит в заблуждение. Узнать ответ на вопрос - бакалавриат и магистратура – что это такое, должен каждый будущий студент вне зависимости от того, станет ли для него это обучение первым или нет.

Что значит магистратура и бакалавриат?

Два этих термина объединяет то, что они означают освоение определенного уровня государственной образовательной программы. Первый шаг к новой схеме был осуществлен в 1997 году, когда были приняты поправки к Болонской конвенции, вводящие двухуровневую систему обучения. Они пришли из США, где носят названия undergraduate education и graduate education. На примере Америки можно рассказать о преимуществах такого образования:

  1. Оно дает право сменить специализацию, если предыдущая наскучила.
  2. Понимая, кто такой бакалавр, потенциальный работодатель предпочтет его человеку со специалитетом, потому что его проще обучить с нуля.
  3. Студенчество, стипендия, проживание в общежитии и другие гарантии продлеваются еще на несколько лет.

Кто такой магистр?

Магистратура – это вторая ступень высшего образования, доступная для любого, кто прошел первую. Академическая степень магистра приобретается после окончания полного учебного процесса. Важной характеристикой степени является то, что на бесплатное обучение могут претендовать не только , но и дипломированные специалисты, окончившие университет до введения болонской системы. Магистратуру в полной мере раскрывают следующие нюансы:

  1. Человек, прошедший вторую ступень образования, имеет право занимать руководящие должности гражданской формы службы.
  2. Чтобы наемным работникам не пришлось думать, что выше – магистратура или бакалавриат, законодатели разделяют все квалифицированные специальности на те, для которых требуется одна степень или необходимы сразу обе.
  3. Курс предметов подбирается таким образом, что студент полностью погружается в научную и практическую деятельность.

Кто такой бакалавр?

Бакалавриат доступен вчерашним школьникам и лицам, получившим среднее профессиональное . В противоположность распространенному предрассудку, оно не бесполезно без дальнейшего поступления в магистратуру. Степень бакалавра считается высшим образованием: по окончанию студент пишет выпускную аттестационную работу и сдает квалификационные экзамены. У нее несколько аспектов, о которых должен знать каждый:

  1. Она предполагает базовый набор предметов для специальностей, которые в магистратуре будет разделены на ответвления (например, юриспруденция допускает гражданскую, уголовную и конституционную направленность).
  2. Степень дает шанс в будущем написать и защитить научную диссертацию.
  3. Престижность при болонской системе не зависит от громкого имени заведения, в котором обучался студент: она приравнивается к подтвержденной дипломом степени.

Бакалавриат и магистратура - плюсы и минусы

У любой степени есть свои недостатки и преимущества. Единственным минусом бакалавриата являются иные стандарты приема на работу. Они могут качнуть чашу весов при ответе на вопрос о том, что лучше бакалавриат или магистратура, в противоположную сторону. Зарплата полностью зависит от диплома, поэтому бакалавриат без магистратуры иногда закрывает карьерное развитие самому умному и талантливому сотруднику. В специализациях, не требующих для достижения высот второй ступени образования, в магистратуру идут те, кто хочет посвятить себя исследованиям и преподаванию.

Магистратура и бакалавриат - чем они отличаются?

Две ступени образования даже тогда, когда они предполагают равные права при приеме на работу, непохожи по сути. Отличие бакалавриата от магистратуры заключается в том, что:

  1. На место бакалавра может претендовать абитуриент со свидетельством о полном школьном образовании, а в магистратуру его возьмут только после прохождения степени бакалавра.
  2. Средний срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратура занимает 2 года.
  3. Зная ответ на вопрос, бакалавриат и магистратура – что это такое, нетрудно догадаться, что на первом этапе можно получить одну специализацию, а на втором – сменить ее на другую при желании.
  4. Попасть в аспирантуру может только студент, имеющий за плечами академическую степень магистра.

Зачем нужна магистратура после бакалавриата?

Среди скептически настроенных студентов распространены сомнения в том, так ли нужна магистратура после бакалавриата. Необходимость в ней действительно возникает не всегда, а лишь при том условии, если студент ожидает получить от магистратуры:

  • большой объем знаний, которые невозможно включить в базовую программу;
  • быстрый профессиональный рост в корпорации с высокой конкуренцией;
  • вес в научном сообществе страны, публикации в профильных журналах;
  • переходный этап на пути к аспирантуре и работе преподавателем.

Стоит ли учиться в магистратуре после бакалавриата?

Было бы нечестным утверждать, что магистратура – синоним полноценного высшего образования. Не все профессии требуют от человека 7-летнего обучения в ВУЗе с его временными и материальными затратами. Каждый должен самостоятельно решить, надо ли идти в магистратуру после бакалавриата, опираясь на бонусы от ее получения:

  • международная мобильность и признанность диплома;
  • равнозначность степени магистра зарубежной научной квалификации PhD;
  • опыт работы с зарубежными преподавателями, проведения исследований и разработок для кандидатской работы.

Как выбрать магистратуру после бакалавриата?

Чтобы сделать максимально правильный выбор для обучения на второй ступени высшего образования, нужно четко определить . Магистратура после бакалавриата по другой специальности открывает возможности двойного преимущества при трудоустройстве. Правом подтверждения академической степени обладают лучшие ВУЗы с признанным опытом и громким именем. При выборе специализации магистратуры учитываются такие факторы, как:

  • связь учебного заведения с иностранными образовательными учреждениями и компаниями;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • готовность потенциального работодателя к отпуску по причине сдачи сессии.

Оплачивается ли магистратура после бакалавриата работодателем?

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим обучение с профессиональной деятельностью, прописаны в трудовом законодательстве страны. Нахождение ответа на вопрос о том, оплачивается ли магистратура после бакалавриата, может развиваться по одному из сценариев:

  1. Магистратура в некоторых специальностях (как правило, узконаучных) приравнивается к специалитету. Работодателям студентов, попавших в эту ситуацию, оказывает поддержку в выплате зарплаты государство.
  2. Магистратура стала личной инициативой сотрудника, поэтому начальство имеет право дать ему отпуск, но не станет его оплачивать.
  3. Если от ответа на вопрос «нужна ли магистратура после бакалавриата?» зависит карьерное развитие специалиста, единожды ранее окончившего первую ступень образования, работодатель не может его уволить. Компания обязана оплатить любой отпуск, связанный с подготовительными курсами, лекциями или сдачей экзаменов.
Зима