Сколько население в городе канибадам. Карта Канибадам со спутника — улицы и дома онлайн

На странице интерактивная карта Канибадам со спутника. Подробнее на . Ниже спутниковые снимки и поиск в реальном времени Google Maps, фото города и Согдийской области в Таджикистане, координаты

Спутниковая карта Канибадам — Таджикистан

Наблюдаем на спутниковой карте Канибадам (Kanibadam), как именно размещены здания на улицах. Просмотр схемы территории района, трассы и шоссе, площади и банки, станции и вокзалы, поиск адреса.

Представленная здесь в режиме онлайн карта города Канибадам со спутника содержит снимки зданий и фото домов из космоса. Можно узнать, где находятся и как доехать до улиц. Воспользовавшись поиском сервиса Гугл Мапс, вы найдете нужный адрес в городе и его вид из космоса. Советуем изменять масштаб схемы +/- и перемещать центр изображения в нужную сторону.

Подробная спутниковая карта Канибадам (гибрид) и района предоставлена сервисом Google Maps.

Координаты — 40.287,70.434

(G) (Я) Координаты : 40°17′00″ с. ш. 70°25′00″ в. д.  /  40.28333° с. ш. 70.41667° в. д.  / 40.28333; 70.41667 (G) (Я) Основан Первое упоминание Прежние названия

Қанди Бодом

Город с Официальный язык Население Агломерация

▲ 199 500

Национальный состав

таджики, узбеки

Конфессиональный состав Названия жителей

канибадамец, канибадамка, канибадамцы

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Официальный сайт

Показать/скрыть карты

Происхождение названия связано со словом «бодом» - миндаль (перс. بادام ‎), «конибодом» - источник миндаля, город миндаля.

Узел шоссейных дорог. 50,4 тыс. жителей (2016). Впервые город упоминается в исторических актах IX века, по некоторым источникам, существовал ещё в VIII-X вв. Археологические раскопки, проведенные в районе Канибадама, показывают, что культурные поселения в районе этого города существовали во втором тысячелетии до н. э.

Население

Население по оценке на 1 января 2016 года составляет 50 400 человек. Что делает город 7 в государстве.

Промышленность и производство

В Канибадаме есть хлопкоперерабатывающие заводы и предприятия по обработке сельхозпродуктов, прядильная фабрика и нефтеперерабатывающий завод. В советское время также работали завод по производству автозапчастей и маслозавод. В городе производятся изделия народно-художественных промыслов. Также развито сельское хозяйство.

Культурно-исторические достопримечательности

В городе имеется драматический театр, музей, технологический техникум, 3 колледжа, педагогическое училище, медицинское училище.

Сохранились 2 медресе: Мир-Раджаб-Додхо (XVI в.) и Оим (XVII в.), мечети, мавзолей Лангари-Бобо .

Известные люди, связанные с городом

  • Бобо Табиби Фаргони - средневековый поэт
  • Абдулатифхоча Кории Хисори - поэт, писатель, рукописец XIX века
  • Хафизхон Махсум - конец XIX, начало XX века, внук Абдулатифхоча Кории Хисори, руководил медресе Ходжарушнои

В Канибадаме родились

  • Негмат Карабаев - первый герой Советского Союза из Среднеазиатских республик СССР 1940 г.
  • Камиль Ярматович Ярма́тов ( -) - советский, таджикский и узбекский актёр , кинорежиссёр , сценарист . Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда ().
  • Туфа Фазыловна Фазылова (1917-1985) - оперная певица, народная артистка СССР (1957)
  • Лютфи Захидова (1925-1995) - балерина, исполнительница народных танцев, народная артистка СССР (1957)
  • Абдулахад Кахарович Кахаров - советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Министров Таджикской ССР (1961-1973).
  • Муртазаев Каюм Муртазаевич ( -) - государственный и партийный деятель, секретарь ЦК ВЛКСМ, 1-й секретарь Ташкентского горкома и Бухарского обкома партии, Председатель Госкомтруда Узбекской ССР.
  • Поэт Бурхон Фаррух

Напишите отзыв о статье "Канибадам"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Канибадам

– Attendez [Подождите], – сказала Анна Павловна, соображая. – Я нынче же поговорю Lise (la femme du jeune Болконский). [с Лизой (женой молодого Болконского).] И, может быть, это уладится. Ce sera dans votre famille, que je ferai mon apprentissage de vieille fille. [Я в вашем семействе начну обучаться ремеслу старой девки.]

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.
– Вы не видали еще? или: – вы не знакомы с ma tante [с моей тетушкой]? – говорила Анна Павловна приезжавшим гостям и весьма серьезно подводила их к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты, как скоро стали приезжать гости, называла их по имени, медленно переводя глаза с гостя на ma tante [тетушку], и потом отходила.
Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней.
Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. Старикам и скучающим, мрачным молодым людям, смотревшим на нее, казалось, что они сами делаются похожи на нее, побыв и поговорив несколько времени с ней. Кто говорил с ней и видел при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый.
Маленькая княгиня, переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкою на руке и, весело оправляя платье, села на диван, около серебряного самовара, как будто всё, что она ни делала, было part de plaisir [развлечением] для нее и для всех ее окружавших.
– J"ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе.
– Смотрите, Annette, ne me jouez pas un mauvais tour, – обратилась она к хозяйке. – Vous m"avez ecrit, que c"etait une toute petite soiree; voyez, comme je suis attifee. [Не сыграйте со мной дурной шутки; вы мне писали, что у вас совсем маленький вечер. Видите, как я одета дурно.]
И она развела руками, чтобы показать свое, в кружевах, серенькое изящное платье, немного ниже грудей опоясанное широкою лентой.
– Soyez tranquille, Lise, vous serez toujours la plus jolie [Будьте спокойны, вы всё будете лучше всех], – отвечала Анна Павловна.
– Vous savez, mon mari m"abandonne, – продолжала она тем же тоном, обращаясь к генералу, – il va se faire tuer. Dites moi, pourquoi cette vilaine guerre, [Вы знаете, мой муж покидает меня. Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война,] – сказала она князю Василию и, не дожидаясь ответа, обратилась к дочери князя Василия, к красивой Элен.
– Quelle delicieuse personne, que cette petite princesse! [Что за прелестная особа эта маленькая княгиня!] – сказал князь Василий тихо Анне Павловне.
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

Поездка в Канибадам.

«Канд из-за обилия миндаля стал известен как Конибодом («город богатый миндалем»). Здесь миндаль очень вкусный и с хрупкой скорлупой, скорлупу можно сломать пальцами»

Арабский историк и поэт Якути Хомави. Книга «Муджам-ул-булдон».

Впервые город Канибадам упоминается в исторических актах XV века (1463 год), по некоторым источникам, существовал ещё в VIII – X в.в. Археологические раскопки, проведенные в районе Канибадама, показывают, что культурные поселения в районе этого города существовали во втором тысячелетии до нашей эры.
В исторических документах и в достоверных научных источниках отмечается, что Канибадам является одним из древнейших городов Центральной Азии. Одна из ветвей Великого шёлкового пути 3700 лет назад проходила по Канибадаму и через города Ходжент, Истаравшан, Самарканд и Бухара доходила до самого города Марва.
В последних научных исследованиях, которые основываются на изучении бессмертной поэмы Абулькасима Фирдоуси «Шахнаме», есть версии о том, что Канибадам 3 тысячи лет назад именовался Канобад, и война между иранцами и туранцами шла в местности от Канобада до Райобада (нынешний Рават).
Канибадам в прошлом был очень развитым и процветающим городом Средней Азии, известным под названием Канд. Первоначальным документом, где Канибадам упоминается как Канд, является письмо посла Фатуварна, которое было написано приблизительно в 712 – 713 годах и было адресовано владыке города Согда Диваштаку, когда на Мавераннахр напал Кутайба ибн Муслим, главнокомандующий арабской армией.
Из этого документа можно сделать вывод, что Канибадам существовал и до нападения арабов. Великий путешественник и знаток географии IX века ал-Истахри в своей работе «Ал-Молик ва-л-масолик» упоминает город Канд и утверждает, что он относился к Согдийской области.
Позднее (в конце XIХ века) известный арабский историк и знаменитый географ Макаддаси (944 – 990 г.г.), который путешествовал по Хорасану и Мавераннахру, в своём труде «Ахсан-ул-такосим фи маърифат ал-аколим» даёт сведения о городе Канде и упоминает о том, что по центру этого города проходил ручей.
Краткие сведения о Канде даются в книге географии великого визиря Саманидов - Джайхони. Автор, характеризуя город Ходжент, говорит, что нет равного Ходженту города, кроме Канда. На основании высказывания Джайхони ясно, что Канд относился к Ходжентской области и как самостоятельный город развивался уже в Х веке.
Канибадам издревле славился своим миндалём во всём мире. О славе миндаля этого города упоминается в поэтическом наследии Хакима Сузании Самарканди (дата смерти: 1179 г.) и в стихах канибадамского поэта XII века Шейха Бобо Табиби Фаргони.
Арабский историк и поэт Якути Хомави (умер в 1229 г.) в своей книге «Муджам-ул-булдон» пишет: «Канд из-за обилия миндаля стал известен как Конибодом («город богатый миндалем»). Здесь миндаль очень вкусный и с хрупкой скорлупой, скорлупу можно сломать пальцами».
Точно такое же сведение о Канибадаме даётся в «Бобурнаме» поэта и государственного деятеля XVI века Зухуриддина Мухаммада Бобура. Отсюда следует что древний Канд, начиная с XII-XIII веков, получил название Конибодом, и под этим именем он известен до настоящего времени.
Русский учёный В. Наливкин в своей книге «Краткая история Кокандского ханства» утверждает, что на правом берегу реки Сырдарьи находился кишлак Ходжаягона. Учёный пришёл к выводу, что прежнее местонахождение города Канибадама было как раз на месте этого кишлака.
По его письменным указаниям, кишлак Ходжаягона существовал 6 тысяч лет тому назад и впоследствии стал жертвой пожара. Русский археолог А.М Костания, исследовав местонахождение кишлака Ходжаягона, утверждал, что когда-то, давным-давно здесь существовало поселение.
Несколько лет тому назад на юге кишлака Работ были найдены две мраморные бараньи головы и бронзовый кинжал, которые относились к III-IV векам до нашей эры.В настоящее время эти бесценные архивные находки скульптурного искусства хранятся в музее «Эрмитаж» Санкт-Петербурга.
Недавно во время перестройки одного из старых домов в кишлаке Сарикуй Пулатанского джамоата был найден кувшин, который, по версиям археологов, имеет 2- или 3-тысячелетнюю историю.
Прошлое Канибадама отмечено драматическими политическими историями. Город много раз подвергался нападениям иностранных захватчиков, которые грабили и разоряли город.
С другой стороны, Канибадам являлся воротами Ферганской долины, и это стало причиной превращения города в арену битв местных ханов и эмиров. Красивые постройки стали жертвами пожаров, а невинные жители города - жертвами кровопролитий.
Эти кровавые события запечатлены в памяти канибадамцев, их сказания и легенды нашли свой отклик в названиях многих местностей. Одна из кровавых страниц истории - это нападение Бухарского эмира Насрулло на владение кокандского хана Мадалихана в 1842 году.
Ожесточенные бои произошли в Канибадаме и стали причиной гибели многих людей. О бесчинствах войск эмира Насрулло в Канибадаме свидетельствует книга «Мунтахаб-ул-таборик» Ходжи Хакимхона (1843 г.), где он пишет: «…Эмир Насрулло захватил Канибадам, взял в плен 5 тысяч человек.
Солдаты эмира Насрулло насильно увозили на конях красивых девушек, на улицах трупы валялись в крови и в грязи с пробитой грудью. Из-за этого насилия и террора земля задрожала, реки закипели, горы загремели, птицы застонали, как будто настал конец света».
Каждый раз после таких ужасных кровавых событий Канибадам, благодаря неустанному труду трудолюбивых жителей, снова восстанавливался, рос и развивался. Во второй половине XIX века царская Россия планировала захватить Среднюю Азию и овладеть богатствами этой плодородной земли, усилить своё политическое влияние и не допустить влияния западных держав на эту территорию.
С этой целью царские войска двинулись в Среднюю Азию и напали на Ташкент в 1864 году, войска кокандского хана поспешили на помощь ташкентцам. Но, несмотря на это, Ташкент был захвачен русскими.
Бухарский эмир Музаффар со стотысячной армией остановился в канибадамском кишлаке Махрам. Люди подумали, что эмир объединится с кокандским ханом и освободит Ташкент.
Но эмир воспользовался тем, что кокандский хан беспомощен, остался без войска, и напал на Коканд. Многие были убиты, а часть людей взята в плен.Садриддин Айни в своём очерке «Дуашар» (1940 г.), посвящённом постройке Большого Ферганского канала, вспоминая кровавые события Махрама, пишет: «Когда императорские войска захватили Ташкент; вооруженные люди Ферганы вернулись в свою область, эмир Музаффар в Махраме построил крепость из людских голов и вернулся в Бухару…».
В 1866 году императорские войска полностью захватили Ташкент.
И этот захват решил дальнейшую судьбу Кокандского ханства. В 1867 году было основано Туркестанское генерал-губернаторство, центром которого был Ташкент. Между генерал-губернатором и кокандским ханом Худоёром было подписано мирное соглашение, но позднее Худоёр был снят с поста.
Его сын Насриддинбек, который был владыкой Андижана, стал ханом Коканда. Насриддинбек русских объявил кафирами, иноверцами, и призвал людей к восстанию против иноверцев.
Возглавил это восстание Абдурахман-медник.Кокандский хан в кишлаке Махрам собрал 30-тысячную армию с целью отражения нападения русских на Коканд. Но русские под руководством генерала Кауфмана, у которого войско было больше и вооружение лучше, чем у местных, после многодневных кровавых столкновений захватили Махрамскую крепость и вытеснили армию Насриддинбека в сторону реки.
В этом бою с обеих сторон было убито очень много людей. Известный русский художник В.В. Верещагин, который сам непосредственно был участником захвата крепости, нарисовал картину «Битва в Махраме» и изобразил события этой битвы.
После завоевания нескольких городов Ферганы русскими войсками кокандский хан подписал договор о капитуляции. Согласно этому договору, Махрамская крепость перестала существовать как пограничная крепость.
После захвата Ташкента и Ферганской области Средняя Азия находилась в политической зависимости от России. В состав Российского государства вошла Туркестанская область. В 1876 году вместо Кокандского ханства была образована Ферганская область.
Присоединение Средней Азии к России повлияло на политическую и социальную жизнь Канибадама. После строительства железной дороги между Самаркандом и Ферганой в 1899 году политические и экономические связи стали развиваться.
Из Канибадама этим путём в города России отправлялись хлопок, уголь, сухофрукты, кожа, а обратно привозили пшеницу и промышленные товары. По специальному заданию Российского государства в Среднюю Азию, в том числе и в Канибадам, была отправлена группа учёных с целью изучения природных богатств.
В Канибадаме были обнаружены огромные подземные богатства, в том числе нефть и уголь. Были построены Шурабская угольная шахта, предприятие по переработке нефти, посёлки для русских эмигрантов.
В 1916 году вблизи посёлка Санто был построен завод по переработке нефти, а в Канибадаме - хлопкоочистительный завод и маслозавод. Строительство железной дороги, налаживание работы первых промышленных предприятий, налаживание добычи угля и нефти, сотрудничество с русскими специалистами стали причиной появления рабочего класса в Канибадаме, что коренным образом изменило социально-политическую, экономическую и культурную жизнь народа.
С ростом предприятий и развитием промышленности население города также стало расти. В 1917 году в Канибадаме было 30 000 жителей, а в поселке Санто - более 1010 жителей.

Таджикистан

Канибада́м (тадж. Конибодом ) - город (с 1937 года) в . Расположен в юго-западной части Ферганской долины, на Большом Ферганском канале, проходящем по южной окраине города, в 6 км от железнодорожной станции Канибадам (старое название Мельниково). Через долину, в которой стоит город, протекает река .

История

Город Канибадам является одним из самих древних поселений Средней Азии. Впервые название города в форме «Канд», означавшей населенный пункт, упоминается ещё в VIII веке. Происхождение названия связано со словом «бодом» - миндаль (перс. بادام ‎), «конибодом» - источник миндаля, город миндаля. Канд по своему географическому расположению имел все условия для компактного проживания людей в древности. Археологические раскопки, проведенные в районе Канибадама, показывают, что культурные поселения в районе этого города существовали во втором тысячелетии до н. э.. В последних научных исследованиях, которые основываются на изучении бессмертной поэмы Абулькасима Фирдоуси «Шахнаме», есть версии о том, что Канибадам 3 тысячи лет назад именовался Канобад, и война между иранцами и туранцами шла в местности от Канобада до Райобада (нынешний Рават). Его природные условия, а именно расположение в низовьях речки Исфарасай, способствовали возникновению и развитию сельского хозяйства, увеличению числа населения, а также возникновению и развитию разных отраслей ремесла.

Канибадам в прошлом был очень развитым и процветающим городом Средней Азии, известным под названием Канд. Первоначальным документом, где Канибадам упоминается как Канд, является письмо посла Фатуварна, которое было написано приблизительно в 712–713 годах и было адресовано владыке города Согда Диваштаку, когда на Мавераннахр напал Кутайба ибн Муслим, главнокомандующий арабской армией. Из этого документа можно сделать вывод, что Канибадам существовал и до нападения арабов. Великий путешественник и знаток географии IX века ал-Истахри в своей работе «Ал-Молик ва-л-масолик» упоминает город Канд и утверждает, что он относился к Согдийской области. Позднее (в конце IX века) известный арабский историк и знаменитый географ Макаддаси (944-990), который путешествовал по Хорасану и Мавераннахру, в своём труде «Ахсан-ул-такосим фи маърифат ал-аколим» даёт сведения о городе Канде и упоминает о том, что по центру этого города проходил ручей. Краткие сведения о Канде даются в книге географии великого визиря Саманидов - Джайхони. Автор, характеризуя город Ходжент, говорит, что нет равного Ходженту города, кроме Канда. На основании высказывания Джайхони ясно, что Канд относился к Ходжентской области и как самостоятельный город развивался уже в X веке.

Канибадам издревле славился своим миндалём во всём мире. О славе миндаля этого города упоминается в поэтическом наследии Хакима Сузании Самарканди (дата смерти: 1179 г.) и в стихах канибадамского поэта XII века Шейха Бобо Табиби Фаргони. Арабский историк и поэт Якути Хомави (умер в 1229 г.) в своей книге «Муджам-ул-булдон» пишет: «Канд из-за обилия миндаля стал известен как Конибодом («город богатый миндалем»). Здесь миндаль очень вкусный и с хрупкой скорлупой, скорлупу можно сломать пальцами». Точно такое же сведение о Канибадаме даётся в «Бобурнаме» поэта и государственного деятеля XVI века Зухуриддина Мухаммада Бобура. Отсюда следует что древний Канд, начиная с XII-XIII веков, получил название Конибодом, и под этим именем он известен до настоящего времени.

Население

Население по оценке на 1 января 2018 года составляет 51 600 человек, что делает город седьмым по населению в государстве.

Промышленность и производство

В Канибадаме есть хлопкоперерабатывающие заводы и предприятия по обработке сельхозпродуктов, прядильная фабрика и нефтеперерабатывающий завод. В советское время также работали завод по производству автозапчастей и маслозавод. В городе производятся изделия народно-художественных промыслов. Также развито сельское хозяйство.

Культурно-исторические достопримечательности

В городе имеется драматический театр, музей, технологический техникум, 3 колледжа, педагогическое училище, медицинское училище.

Сохранились 2 медресе: Мир-Раджаб-Додхо (XVI в.) и Оим (XVII в.), Манора Ходжаи Рушнои (XIX в.), мечети, мавзолей Лангари-Бобо .

Известные люди, связанные с городом

  • Бобо Табиби Фаргони - средневековый поэт
  • Абдулатифхоча Кории Хисори - поэт, писатель, рукописец XIX века
  • Хафизхон Махсум - конец XIX, начало XX века, внук Абдулатифхоча Кории Хисори, руководил медресе Ходжарушнои

В Канибадаме родились

  • Негмат Карабаев - первый герой Советского Союза из Среднеазиатских республик СССР 1940 г.
  • Камиль Ярматович Ярма́тов (1903-1978) - советский, таджикский и узбекский актёр, кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1973).
  • Туфа Фазыловна Фазылова (1917-1985) - оперная певица, народная артистка СССР (1957)
  • Лютфи Захидова (1925-1995) - балерина, исполнительница народных танцев, народная артистка СССР (1957)
  • Абдулахад Кахарович Кахаров - советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Министров Таджикской ССР (1961-1973).
  • Муртазаев Каюм Муртазаевич (1926-1982) - государственный и партийный деятель, секретарь ЦК ВЛКСМ, 1-й секретарь Ташкентского горкома и Бухарского обкома партии, Председатель Госкомтруда Узбекской ССР.
  • Поэт Бурхон Фаррух
  • Поэт Али Бободжон

Примечания

  1. Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2016 года. Сообщение Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Архивная копия от 10 августа 2017 на Wayback Machine
  2. Акмал Маннонов . Как Канибадам присоединился к Таджикистану // Asia-plus 14/04/2015 11:59

Ссылки

  • История Канибадама
  • Официальный Сайт Канибадама

Литература

  • Канибадам // Кандидат - Кинескоп. - М. : Советская энциклопедия, 1953. - С. 7. - (Большая советская энциклопедия: [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949-1958, т. 20).
Лодки