Баренцев евро арктический регион. Баренцев евро-арктический регион (беар)

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примыкающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития международного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.

Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы. Быстро прогрессирующая глобализация затрагивает самые разные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования глобальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления социальными процессами, но наряду с этим наблюдаются и обратные процессы: увеличение разнообразия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культурной дифференциации народов, возрождение традиционных ценностей, расширение локальных националистических устремлений, порой приводящих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организации мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локальным процессам, и наоборот, адаптирует общепланетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой ступени общественной самоорганизации устанавливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию общепланетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направленных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориально ограниченное, построенное по территориальным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территориальное территориальное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этническому составу и культуре, однотипных по социально-политическому устройству, представляющая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев регион.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, административно-государственное устройство, экономика или политика, но и региональная общность, население, его социальный, демографический состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует:

1. Административно-территориальное деление внутри страны;

2. Единое природно-климатическое пространство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

3. Политические факторы - при образовании межгосударственных, межэтнических региональных пространств, межрегиональном взаимодействии (Совет Белого моря, Северо-Западная ассоциация и т.д.);

4. Социально-экономическое сотрудничество: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, развитие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

5. Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

6. Экология, забота о сохранении окружающей природной и социокультурной среды обитания людей.

7. Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального социума. Это пространство социальной деятельности людей, распространения культуры, оно многослойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие:

1. Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне властей, так и на уровне общественного мнения.

2. Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, снятие конфликтов между регионами.

3. Единообразие правового поля, открытость административных границ.

4. Эффективная помощь государств в территориальной самоорганизации общества.

5. Формирование безопасных условий жизнедеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании.

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Участники выразили желание поддержать вековую приверженность народов Баренцева Евро-Арктического региона дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических перемен в результате окончания эры идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первые шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях с целью развития сотрудничества, и особенно создание межрегиональной рабочей группы из представителей губерний и областей Финляндии, Норвегии, России и Швеции. Они выразили свою благодарность за ценный вклад в работу "Комитета Северного Калотта" в течение двух последних десятилетий северным губерниям Финляндии, Норвегии и Швеции. Они приняли к сведению положения отчета Конференции экспертов по проблемам Баренцева Евро-Арктического региона в Киркенесе 25-27 сентября 1992 г. Они также приняли к сведению итоги международной Конференции экспертов по вопросам Северного морского пути, состоявшейся в Тромсе, Норвегия, в октябре 1992 года.

Итак, Баренцев Евро-Арктический регион - это территории, примыкающие к Баренцеву морю, выделенные 11 января 1993 года с целью развития международного сотрудничества.

Включает в себя губернии Норвегии: Нордланд, Тромс, Финнмарк, лены Швеции: Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландию, Северную Остроботнию и Каинуу, и регионы России: Мурманскую и Архангельскую области, Республики Коми и Карелию, Ненецкий автономный округ.

Четыре государства-участника по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн км2, население - 6 млн чел.

Сотрудничество в рамках Баренцева Евро-Арктического региона осуществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

Для руководства сотрудничеством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностранных дел четырех стран. На региональном уровне работает Региональный Совет, в состав которого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).

Баренцев Евро-Арктический регион - образование сложное, обусловленное и тем, что различия между скандинавскими странами и российской частью региона наблюдаются в следующем:

1. Язык и культура.

2. Правовые, политические и экономические традиции.

3. Уровень жизни и покупательная способность.

4. Жители скандинавской части БР выросли в условиях открытого демократического правового государства, отмеченных свободой личности и рыночными отношениями, советское общество отличали закрытость, командная экономика и жестокий аппарат власти.

5. Сейчас общественность северных стран едина в том, что касается основ своей политико-экономической системы, на российской же территории пока полная неопределенность, что отражается как в поведении отдельных людей, так и организаций.

6. Российская часть региона представляет собой составную часть великой державы, самой большой по территории страны в мире, в то время как скандинавские страны - мелкие государства.

7. Русское население региона в три раза превышает население норвежской, шведской и финской частей вместе взятых (приблизительное соотношение - 3,5 и 1 млн чел. соответственно).

8. На российской территории находится огромное количество военных частей и боевой техники, включая ядерное оружие и атомные реакторы.

Баренцев Евро-Арктический регион сложился для удовлетворения потребностей сверхдержавы Советского Союза в военной мощи и государственной безопасности, сейчас же он располагается в мирном уголке великой державы России и не отвечает потребностям этого государства, но уже одним своим существованием и наличием своих особых интересов этот военный комплекс, безусловно, воздействует на российскую политику в данном регионе.

С обеих сторон границы между Востоком и Западом есть много людей, которые воспринимают ширящееся сотрудничество как угрозу для общественного порядка и основных общественных ценностей своих стран. Русские опасаются, в частности, что обладающие высокой покупательной способностью иностранцы постепенно станут диктовать свои условия и превратят Россию в пассивного поставщика сырья. В скандинавской части региона боятся, что русские привнесут в регион все негативные стороны современного русского общества: жестокость, безответственность, коррупцию и т.д.

Но несмотря на то, что Баренцев регион является объединением районов и стран весьма различных по уровню экономического и социального развития: энерго- и фондовооруженности работников, доле физического и умственного труда, ручного, механизированного и автоматизированного труда, по доле квалифицированного труда, уровню развития инфраструктуры, социальным показателям, данная территория обладает определенными, только ей присущими чертами.

При этом главный признак уникальности Севера - его многофакторная экстремальность, составляющими которой являются:

Экстремальность природных условий, в их числе экстремальность тепло- и влагообеспеченности, проявляющаяся в наличии криогенных грунтов, обширных массивов болот и переувлажненных лесных земель на равнинах, в сезонном характере выпадения осадков, высоких и полноводных паводках, резких перепадах температур воздуха, антициклонарном атмосферном режиме, в недостаточной теплообеспеченности вегетационного периода, высокой сейсмичности в горных местностях, следствием чего является дискомфортность проживания (природно-климатический фактор, влияние на организм человека комплекса метеорологических воздействий - температура воздуха, влажность, атмосферное давление, солнечная (ультрафиолетовая) радиация, скорость ветра).

Неблагоприятные условия для жизнедеятельности человека. К ним относят: температурные, световые, географические экстремумы. Особенности физиологических норм здоровья, бытовые привычки, хозяйственный уклад, этническая психология, самосознание, система традиций помогают коренному населению противостоять их влиянию.

Более высокая стоимость жизни, что связано с продолжительностью отопительного сезона, суммарной теплоизоляцией одежды, суммой активных температур за вегетационный период, удорожанием затрат на освоение территории.

Экстенсивный, нацеленный на добычу сырьевых ресурсов тип природопользования, который преобладает над традиционным хозяйством жизнеобеспечения коренного населения с кочевым животноводством, оседлым морским промыслом и охотой. Диспропорции этих типов природопользования оказывают деструктивное антропогенное воздействие на природную среду.

Более острое проявление социально-экономического кризиса. Объемы производства на Севере снижались в 1,5-2 раза стремительнее, чем в среднем по России. Речь идет о снижении добычи нефти, угля, железной руды, золота, апатитового концентрата, уменьшении объемов заготовки и переработки леса, трудностях в аграрном секторе экономики и т.д.

Опасная тенденция автономного включения природопользования Севера в систему мирового хозяйства, что ведет к изъятию природных богатств, трудовых и интеллектуальных ресурсов и к зависимости регионов Севера от стран с развитой экономикой. Отсюда возникает потенциальная угроза государственному устройству России, ее экономике, жизнеобеспечению населения и экологическому состоянию среды.

Итак, Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем.

Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.

Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.

  1. Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. - 173 с.
  2. Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.
  3. Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. - 325 с.
  4. Лукашин С.И. Баренц регион: перспективы развития / С.И. Лукашин. -- М.: Аспект, 2004. - 349 с.
  5. Харитонов А.М.Экономическая география: учебник / А.М. Харитонов. - М.: Аспект, 2005. - 489 с.

7. Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. - 456 с.

Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

Начало сотрудничеству в Баренцевом Eвро-Арктическом регионе было положено в Киркенесе (Норвегия) в 1993 году. B регион входят 14 губерний или соответствующих административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Баренц - ваши ворота в евро-арктическое сотрудничество.

Баренц сотрудничество поддерживает контакты между людьми и экономическое развитие и создаёт условия для межрегионального обмена во многих жизненных сферах, таких как культура, коренные народы, образование, молодёжь, торговля, информация, окружающая среда, здравоохранение и транспорт. Баренцево сотрудничество расценивается как неотъемлемая часть построения стабильной, демократической и процветающей Европы.

B духе Северного измерения Баренцево сотрудничество, с его культурным разнообразием, является воротами к новым возможностям для учёных, предпринимателей и первооткрывателей. B 21 веке Северный морской путь и короткие дороги в Азию как и прежде остаются задачей и мечтой для Европы и Баренцева сотрудничества.

Около 6 миллионов человек проживают в Баренцевом регионе, площадь которого втрое больше территории Франции. Этот Евро-Арктический регион отличается суровым климатом и большими расстояниями. Но никакой другой регион Европы и немногие места в мире могут сравняться с ним по природным богатствам - лесам, рыбе, минералам, нефти и газу. Кроме природных ресурсов Баренцев регион располагает квалифицированной рабочей силой и является стыковочным пунктом между Европейским Союзом и Россией.

Большая часть Баренцева региона относится к зоне умеренного климата и хвойных лесов. Скандинавская горная цепь, северная часть Кольского полуострова, Ненецкий округ и Новая Земля являются частью арктической тундры. Расположение к северу от Полярного круга дарит экзотические периоды белых ночей летом и долгой полярной ночи зимой.

Площадь суши Баренцева региона составляет 1.755.800 кв. км. Плотность населения в среднем всего 3,5 человека на 1 кв. км, от 0,3 в Ненецком округе до 8 в Оулу. Крупнейший город Баренцева региона -Архангельск с населением 350 000 человек.

Баренцев Евро-Арктический регион включает следующие регионы, которые являются членами Баренцева регионального Совета:

Норвегия: Губернии Финнмарк, Трумс и Нурланд
Россия: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия
Финляндия: Губернии Лапланд, Оулу и Каину
Швеция: Губернии Норботтен и Вестерботтен
История Баренцева Евро-Арктического Сотрудничества

Баренцево Евро-Арктическое сотрудничество и межправительственное сотрудничество было оформлено 11 января 1993 года при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями дании, Исландии и Еврорейского Союза.

Совет был учреждён как форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Тогда же главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона.

Цели и задачи

Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.

За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.

Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.

В сотрудничестве в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) участвуют Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия и Европейская комиссия. Соединенные Штаты, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Польша имеют статус наблюдателя. Учредительный документ Совета - Киркенесская декларация, подписанная министрами иностранных дел стран региона 11 января 1993 года. В Декларации подчеркивается важность сотрудничества в таких областях как экономика, энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, наука, культура, образование, развитие трансграничных контактов между людьми и туризм, содействие коренным народам региона.

Сотрудничество в регионе имеет двухуровневую структуру. СБЕР - орган межгосударственного взаимодействия. Совет собирается раз в год на уровне министров иностранных дел. Основным рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц. Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕР образованы рабочие и целевые группы.

Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион (от России - Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа), а также представители коренных народов региона. Рабочим органом Регионального совета является Региональный комитет. В рамках PC СБЕР также имеются самостоятельные рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества. Все проекты в рамках СБЕР и Регионального совета нацелены на Россию.

Совместная рабочая группа по туризму (JWGT) была создана для развития туристического бизнеса в Баренцевом Евро-Арктическом регионе и для содействия экологически, социально и культурно устойчивому туризму. На практике это означает возможность развития многостороннего сотрудничества и совместных проектов, создание сетей и обмен информацией.

овместная рабочая группа по туризму работает как на национальном, так и на региональном уровнях. На национальном уровне предоставляет информацию о текущей государственной политике в этой сфере, о планах и программах, о национальном законодательстве и поправках. Региональный уровень осуществляет сотрудничество на практике.

  • повышение уровня осведомленности международного сообщества и заинтересованности в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР) и, таким образом, увеличение въездного туризма в области
  • содействия развитию предпринимательства и занятости в сфере туризма с целью увеличения доходов от туризма в БЕАР
  • содействие развитию и реализации трансграничных проектов в области туризма
  • улучшение условий для развития туризма в БЕАР, например, путем повышения доступности логистики (авиа и железнодорожных перевозок).
  • сохранение уникальных туристических достопримечательности БЕАР путем содействия устойчивому развитию туризма и адаптации к проблемам, вызванным изменением климата
  • продвижение аутентичных и высококачественных совместных продуктов на основе местных культур и традиций Баренцева Евро-Арктического региона, например, культур и традиций коренных народов
  • сотрудничество в области туризма, образования и научных исследований с целью выявления и распространения передового опыт

Первое заседание Совета Баренцева Евро-Арктического региона. Мурманск. Апрель 1993
Фото С. Майстермана

БАРЕНЦ-РЕГИОН , (Баренцев Евро‑Арктический регион), союз северных территорий Скандинавии и России. Определение дал министр иностранных дел Норвегии Т. Столтенберг , выступивший на инициативной конференции 24.04.1992 в г. Тромсё (Норвегия) с предложением о региональном сотрудничестве на Севере Европы. Идея была рассмотрена на первой рабочей встрече по подготовке Б.‑Р., состоявшейся в июне 1992 в г. Вардё , с участием представителей 3 провинций Норвегии - Финнмаркен (Т. Робертсен), Нурланд (В. Эйде), Тромс (Р. Рекеберг) и 2 российских областей - Мурманской (Ю. Лобанов) и Архангельской (Р. Крумин). Была образована рабочая группа («Баренцева группа»), которую возглавил Т. Робертсен. Организация Б.‑Р. представлена Баренцевым советом (министры иностранных дел России, Норвегии, Финляндии и Швеции) и Комитетом высших должностных лиц (исполнительный комитет) - на национальном уровне; Региональным советом и Административным региональным комитетом - на региональном.
Официально союз (Баренцев Евро‑Арктический регион - БЕАР) создан 11.01.1993 на учредительной конференции министров иностранных дел (от России - А. В. Козырев) в г. Киркенес (Норвегия). Была подписана «Декларация о сотрудничестве в Баренцевом Евро‑Арктическом регионе» и принят Протокол учредительного собрания БЕАР. В состав союза вошли: Норвегия (провинции Нурланд, Тромс, Финнмарк), Швеция (Норрботен, Вестерботтен), Финляндия (союзы развития коммун Лапландии, Кайнуу и Северной Остроботнии) и регионы России: Мурманская обл., Архангельская обл., Ненецкий автономный округ, Республика Карелия и Республика Коми. Площадь стран Б.‑Р. более 1,2 млн км²; население - более 4,4 млн человек. Регион - один из самых богатых полезными ископаемыми районов Европы. Декларацию подписали также министры иностранных дел Дании, Исландии, представитель Объединенной Европы. Первое заседание Регионального совета состоялось в апреле 1993 в Мурманске. Созданы рабочие группы по различным направлениям сотрудничества: обеспечение мирного и стабильного развития в регионе; укрепление культурных связей между северными народами; поощрение образования новых и развитие существующих двусторонних и многосторонних отношений; ориентация на устойчивое социальное развитие стран БЕАР; активное и целенаправленное управление природой и рациональное использование ее ресурсов; удовлетворение интересов коренных народов Европейского Севера. БЕАР - важный шаг к перенесению центра тяжести отношений стран-участниц с национального на региональный уровень. С 2005 готовится к выпуску Энциклопедия Баренц-региона, в написании к-рой принимают участие ученые 4 стран БЕАР (выход Энциклопедии ожидается в конце 2015). В рамках БЕАР с 1996 осуществляет деятельность Совет по сотрудничеству Христианских Церквей.

Лит.: Народы и культуры Баренцева региона. Сборник. - Тромсё: Университет г. Тромсё и Музей г. Тромсё. - 1996; Смирнов А. И. Мурманский коридор. - Мурманск, 1998; Булатов В. Н., Шалев А. А. Баренцев Евро‑Арктический регион: История и современность. - Архангельск, 2005; Баренц-сотрудничество // Эконорд. 1997. № 1; Баренц-сборник: региональное межвузовское научное издание / гл. ред. Киселев А.А. - Мурманск, 2013; The Barents History Book. - Oslo, 2015.

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР, англ. The Barents Euro-Arctic Council, BEAC) был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

История

Учреждение новой организации было инициировано Норвегией и Россией 8 марта 1992 года, когда в Осло состоялась встреча министров иностранных дел двух стран, на которой был подписан совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нём государства подчеркнули заинтересованность в развитии экономического сотрудничества между своими северными регионами. Само понятие «Баренцев регион» было введено в международный оборот 24 апреля 1992 года в Тромсё, когда его в своей речи употребил министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг. Политик так сформулировал общую задачу: «Контакты ведут к безопасности».

Благодаря усилиям специально созданной рабочей группы и при поддержке региональных и федеральных властей, в первую очередь МИД России, Норвегии, Швеции и Финляндии, 11 января 1993 года в Киркенесе (Норвегия) была подписана «Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе», или, иначе, «Киркинесская декларация», ставшая основой «Баренцева сотрудничества». В преамбуле Декларации участники выразили желание поддержать давнее стремление народов в Баренц-Евро-Арктическом регионе к дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических изменений, вызванных концом идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первоначальные шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях на пути расширения сотрудничества.

В Декларации страны-основательницы особо подчёркивали, что создаваемый Совет принимает все ранее заключённые соглашения, касающиеся охраны окружающей среды, и назвали это направление одним из основных приоритетов своей работы. В документе было также прописано, что страны создадут строгие правила работы в Арктике, направленные на предотвращение возможных техногенных и экологических аварий, обозначат критерии использования природных ресурсов. Отдельно оговаривались вопросы, связанные с радиационной безопасностью.

В соответствии с экономической частью Декларации, государства сообщали о своих намерениях развивать торговлю, увеличивать потоки инвестиций в Арктику через свои регионы и совместные проекты, укреплять промышленное сотрудничество и так далее. Министры указывали на важность расширения не только межправительственных связей, но и взаимодействия на уровне отдельных компаний и корпораций. Сообщалось также о важности сокращения энергетических издержек и переходе на иные источники энергии.

В Декларации говорилось, что научное и технологическое сотрудничество и обмен опытом должны помочь странам Баренцева/Евроарктического региона преодолеть его основные проблемы. Основной упор должен был быть сделан на технологии для работы в условиях сурового арктического климата, а главными направлениями назывались: геология, океанография, атмосферные наблюдения, экология и защита окружающей среды, строительство, рыболовство, аквакультура, лесоводство, горное дело, шельфовые работы, а также транспорт и коммуникации в их «арктической» специфике.

Согласно Декларации, развитие туризма является одной из приоритетных задач. Он должен стать основой для дружественных связей между населением стран-участниц и одной из существенных статей дохода региона.

Стоит отметить, что Баренцев/Евроарктический регион является таким же искусственным конструктом, как, например, Североатлантический или Азиатско-Тихоокеанский регионы. Все они были сформированы для обоснования создания соответствующих организаций, упрощения и упрочения межгосударственных отношений в них и реализации политических целей.

Состав и принципы работы

Провозглашённой целью Совета Баренцева/Евроарктического региона является содействие устойчивому развитию, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Совет собирается раз в два года на уровне министров иностранных дел, в конце срока председательства одной из следующих стран: Норвегии, Финляндии, России и Швеции. Председательство в Совете базируется на двухгодичной ротационной основе. Так, Швеция в очередной раз возглавила СБЕР 19 октября 2017 года на 16-м съезде, проходившем в Архангельске, приняв полномочия от России. Следующей на этом посту станет Норвегия (2019-2021). Все решения на съездах принимаются на основе консенсуса (единогласным голосованием).

Структурными подразделениями СБЕР также являются:

— Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион;

— Комитет старших должностных лиц;

— Представители коренного населения региона;

— Объединённые рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодёжной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

Постоянными членами СБЕР являются 6 государств – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Европейская комиссия. Члены Регионального совета: Финляндия – Кайнуу, Лапландия, Оулу; Норвегия – Финнмарк, Нордланд, Тромс; Россия – Архангельская область, Карелия, Республика Коми, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ; Швеция – Норрботтен, Вестерботтен. Наблюдатели: Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, Великобритания, Соединённые Штаты Америки. Наблюдателями в составной части СБЕР – Региональном совете – являются: Совет христианских церквей Баренцева региона, Парламентская Ассоциация Северо-Запада России (ПАСЗР).

Транспорт

Одним из ключевых направлений деятельности СБЕР являются проблемы транспортной инфраструктуры, столь важной для обширных пространств Севера. 10 сентября 1996 года в Архангельске представителями стран-членов СБЕР было подписано Совместное заявление министров транспорта стран Баренцева/Евроарктического региона, ставшее отправной точкой для работы в данном направлении. Желание развивать эту тему было закреплено в 1998 году в Хельсинки на Третьей Паневропейской конференции по вопросам транспорта, на которой будущая транспортная зона СБЕР была включена в соответствующие планы Европейского Союза.

Основным документом в области транспорта для СБЕР стал подписанный в мае 1998 года в Копенгагене Меморандум о взаимопонимании по развитию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА, англ. Barents Euro-Arctic Transport Area, BEATA). Был сформирован Руководящий комитет СБЕР по развитию БЕАТА, координирующий вопросы международного взаимодействия при реализации региональных проектов в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта, модернизации дорог и пограничных пунктов.

Министерство транспорта РФ в своих докладах отмечает, что основная цель БЕАТА — создание в регионе интегрированной транспортной системы — не может быть успешно реализована без развития трансграничного сотрудничества, в рамках которого оборудуются пограничные пункты для пропуска граждан, транспортных средств и товаров, облегчается визовый режим, улучшается инфраструктура приграничных районов.

На заседании Руководящего комитета БЕАТА, проходившего 22-23 мая 2012 года в норвежском городе Тромсё, было принято решение о разработке проекта Совместного транспортного плана Баренцева региона, включённого в существующие стратегии и целевые программы стран-участниц СБЕР и отвечающего их национальным приоритетам.

Россия и Совет Баренцева/Евроарктического региона

Как было отмечено выше, Россия занимала место председателя в СБЕР в 2015-2017 годах, передав на 16-й сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, проходившей 18-19 октября 2017 года в Архангельске, свои полномочия Швеции. Прежде Россия также возглавляла организацию в 2007-2009 годах.

Открывая заседание, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Баренцев регион – самый густонаселённый и наиболее экономически развитый район Арктики, обладающий богатой ресурсной и научно-инновационной базой. Опыт приграничного сотрудничества здесь не имеет аналогов. За без малого четверть века своей деятельности СБЕР успешно продвигает объединительную повестку дня, утвердился в качестве востребованной структуры межгосударственного взаимодействия, вносит значительный вклад в сохранение Севера Европы в качестве зоны стабильности и добрососедства». Министр добавил, что обеспечение устойчивого развития всего региона, создание комфортных условий для проживания граждан должны оставаться приоритетами функционирования СБЕР.Он также подчеркнул, что особое внимание должно уделяться использованию богатейшего ресурсного потенциала региона, соблюдению экологических стандартов, учёту интересов коренных народов. Лавров отметил, что наряду с этими целями в фокусе российского председательства были вопросы развития транспортной и логистической инфраструктуры, защиты окружающей среды, адекватного реагирования на изменения климата, расширения культурных и туристических обменов.

11 марта 2016 года в МИД России состоялось заседание рабочей группы по международному сотрудничеству Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. На заседании были рассмотрены практические аспекты председательства России в Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) в 2015-2017 гг. Особое внимание было уделено ходу реализации заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации программы председательства, приоритеты которой были подчинены задачам содействия устойчивому социально-экономическому развитию субъектов Северо-Запада. Акцент был сделан на необходимости создания современной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании научно-инновационного и ресурсного потенциала, соблюдении экологических требований и учёте интересов коренных народов. На совещании также была отмечена важность противодействия попыткам политизации международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе и сохранения СБЕР в качестве инструмента, генерирующего объединительную повестку дня. Были обсуждены и меры по усилению координации деятельности российских министерств и ведомств в рамках реализации программы председательства, определены первоочередные шаги по продвижению национальных интересов России при развитии международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Одним из центральных событий периода российского председательства стала встреча министров СБЕР и приуроченное к ней совещание Руководящего комитета БЕАТА, проходившие 20-21 июня 2016 года в Архангельске. По итогам встреч 21 июня была принята Совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе (англ. Joint Declaration on Transport Development in the Barents Region 2016). В декларации подтверждается поддержка дальнейшей работы Руководящего комитета БЕАТА над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, развития синергии транспортного и туристического секторов, сотрудничества в сфере интеллектуальных транспортных систем и профессиональной подготовки для нужд транспортной отрасли Арктического региона. В подписанном документе главы делегаций также подчёркивают, что транспорт играет важную роль в экономическом и социальном развитии Баренцева региона. Отмечается, что развитие транспортной инфраструктуры и совместные проекты в сфере транспорта, логистики и коммуникаций должны дать мощный толчок росту объёмов торговли, а также бизнесу и туризму в Баренцевом регионе.

Стоит отметить, что разрабатываемый план предусматривает формирование в Баренцевом регионе 16 трансграничных коридоров железнодорожного, автомобильного и морского видов сообщения. Семь из них проходят по территории России. Рассматривается также вопрос развития сети авиасообщения на севере Европы с задействованием аэропортов Архангельска, Мурманска, Киркинеса, Тромсё.

Значимым достижением стало завершение в сентябре 2017 г. реконструкции дороги «Кола» на участке Мурманск-Никель-Киркенес.

Правительством РФ в 2016 году было принято решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров. Эта мера должна позволить усилить туристическую активность на российском Севере, которая, в свою очередь, преумножит контакты между жителями региона, привлечёт инвестиции и даст возможность создать новые рабочие места.

Важной вехой в развитии отношений стран-членов СБЕР в сфере бизнеса стали две ежегодные Мурманские международные деловые недели, прошедшие в рамках российского председательства в СБЕР в ноябре 2015 и 2016 годов. Они явились удобной площадкой для развития трансграничного делового сотрудничества и выработки совместных подходов к экономической деятельности на европейском Севере.

По итогам встречи министров культуры СБЕР, прошедшей в ноябре 2016 года в Москве, было принято решение об учреждении Баренцевой стипендии в области культуры. Стипендия будет вручаться каждые два года молодым деятелям искусства и творческим коллективам. Первая церемония состоялась на 16-й сессии Совета.

В российской Сортавале в ноябре 2015 года прошла встреча министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, по итогам которой была принята совместная декларация. Были констатированы успехи в ликвидации экологических «горячих точек» в Баренцевом регионе. Важным результатом стала разработка новой редакции «Плана для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата». Министры высоко оценили природоохранную деятельность в Баренцевом регионе экологического партнёрства «Северного измерения» и «Северной природоохранной финансовой корпорации». Также в сентябре 2017 года в Архангельске прошёл и «Лесной форум Баренцева региона», давший свои рекомендации для дальнейшего взаимодействия.

Особое значение для СБЕР имеет совершенствование трансграничного взаимодействия в деле реагирования на чрезвычайные ситуации, так как Баренцев регион представляет собой обширную малонаселённую территорию с суровыми климатическими условиями, где ближайшие службы спасения часто находятся в другой стране. В связи с этим, в сентябре 2017 года в Карелии прошли очередные международные учения «Баренц-рескью-2017», в которых приняли участие около 750 специалистов из России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Одним из заметных событий российского председательства в СБЕР стало проведение по её инициативе «Первого Саммита коренных народов Баренцева региона», прошедшего в Москве в апреле 2017 года. По общей оценке, его итоги внесли полезный вклад в выстраивание равноправного диалога между коренными народами и органами власти. Россия предложила сделать такие саммиты традицией и перевести работу в этом направлении на системную основу.

По предложению России в Совместную декларацию СБЕР был включён вопрос создания в будущем регионального форума высокого уровня («Баренцев Давос») для обсуждения всей Баренцевой повестки дня с акцентом на устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие региона. Предполагается, что на этой постоянной дискуссионной площадке будут собираться представители политических, деловых, научных кругов, а также СМИ.

Как сообщает Министерство иностранных дел Российской Федерации, всего за время последнего российского председательства в СБЕР было реализовано более 80 мероприятий. По оценке министерства, удалось укрепить координацию между всеми участниками региона. Важным шагом стало проведение в апреле 2017 г. в Москве первой встречи с участием всех основных структур СБЕР, включая Международный Баренцев секретариат и руководителей всех 16 рабочих групп.

В своей речи на открытии 16-й сессии СБЕР Сергей Лавров сказал следующее: «Уникальной чертой Баренцева процесса остаётся его «двухэтажная» структура: взаимодействие осуществляется не только между правительствами, но и на уровне административно-территориальных образований в рамках Баренцева регионального совета (БРС). Это позволяет оптимальным образом сочетать приоритеты государств с потребностями отдельных регионов в интересах проживающих там людей».

Так как Швеция заявила, что одним из основных векторов её председательства в 2017-2019 годах будут вопросы молодёжной политики, Россия выдвинула предложение сформировать в Совете молодёжный форум на уровне правительств и территориально-муниципальных образований.

Завершая Архангельскую сессию, российский министр пожелал успехов, всяческих достижений и новых инициатив Швеции и норвежскому Финнмарку, которые возглавили Советы, и указал на «хорошие перспективы сотрудничества на Севере Европы». «Отрадно, что у нас общие цели – укреплять устойчивое развитие северных территорий, повышать качество жизни граждан, разрабатывать природные ресурсы без ущерба для арктической природы. Понятно, что все эти задачи можно решать лишь путём сопряжения усилий всех участников Баренцева процесса», — отметил Лавров.

2018 год станет юбилейным для организации: Совет Баренцева/Евроарктического региона отпразднует своё 25-летие.

Лодки