Сан-Марко - собор в Венеции. Описание, история и интересные факты

Даже если не знаешь, что таит в себе эта базилика, какова её история, строение это привлекает к себе внимание сразу. Огромный каменный торт с кучей всевозможных украшений лежит посреди неправильной формы блюда, образованного из Пьяццы и Пьяцетты Сан-Марко .

Кажется, что он сложен из самых разномастных частей и частичек - столько в нём оттенков и деталей. Купола, башенки, колонны, балконы, двери, мозаики, мрамор разных цветов и оттенков. Смешение стилей, архитектурных направлений, техник, времён и эпох. Громадное это строение, однако, не вызывает ощущения громоздкости ; оно лёгкое и воздушное, основательное и приземистое, мощное и спокойное.

Речь идёт, конечно же, о Соборе Святого Марка (Basilica di San Marco ) , главной венецианской церкви и одной из самых важных достопримечательностей этого города.

По сути, эта базилика, а официально это именно базилика , — зашифрованный в камне и декоре интерьера и внешнего убранства рассказ об истории Венеции , её характере и особенностях её становления и развития.

Как попасть в базилику Сан-Марко

Собор на карте

Фасад собора

Объяснять, как добраться до собора , думаю, нет нужды. На Пьяццу Сан-Марко так или иначе попадает любой приехавший в Венецию.

Если же вы, осмотрев собор, решили посетить музеи, то, естественно, ваше пребывание в Сан-Марко несколько затянется. Вам надо будет подняться на второй этаж.

Время работы

Базилика

Базилика открыта с 9:30 до 17:00 ,

Вход в собор свободный , но на осмотр внутренних помещений отводится всего-навсего 10 минут .

Музей Сан-Марко

Музей Сан-Марко открыт с 9:45 до 16:45

Входной билет - 5 евро .

Золотой Алтарь

Золотой Алтарь с ноября по июнь работает с 9:45 до 16:0 0 ,

с июня по ноябрь 9:45 — 17:00,

Входной билет - 2 евро .

Сокровищница

Сокровищница открыта с 9:45 до 16:00 ,

в выходные с 14:00 до 16:00,

Вход - 3 евро .

По правилам, установленным в соборе Сан-Марко, нельзя фотографировать внутри собора и снимать на видеокамеру.

Что посмотреть в базилике Сан-Марко

Проще всего сказать: «Всё» . И это не будет преувеличением. Мозаики над входами (почти все они выполнены в XVII-XVIII веках, но центральная - XIII века), фигуры четырёх тетрархов на углу правой стены собора, квадрига на балконе фасада - это только малая часть внешней части собора.

Внутри всего куда больше: мозаичные потолки , которые создавались в течение двух столетий (общая площадь мозаик внутри собора - 4000 кв. м), капеллы, сакристия, баптистерий, крипта, где сохранились остатки стены первой базилики , Золотой алтарь. Каждый поворот, каждую капеллу можно осматривать долго. На втором этаже располагаются Сокровищница и музей собора . Вид на Пьяццу с балкона собора запомнится вам надолго.

Базилика Сан-Марко обладает уникальной акустикой. Если вам удастся попасть на мессу, вы услышите этот звук, который в огромном соборе не витает, теряясь, а попадает прямо в сердце каждого.

История собора - история Венеции

История возникновения базилики начинается в 829 году , когда из Александрии в Венецию привезли мощи евангелиста Марка , спасённые (а если быть до конца честным, то попросту выкраденные) венецианскими купцами от поругания сарацинами. Для хранения мощей решено было построить базилику.

Первая базилика была выстроена за три года, простояла чуть больше ста лет. На сегодняшний день от неё ничего не осталось, кроме древней кладки стен в крипте нынешнего здания собора .

Пожар 976 года , начавшийся во время дворцового переворота, сильно повредил первоначальное здание.

В 1063 году началось строительство базилики, которая стоит на Пьяцце Сан-Марко сегодня . Если первая базилика имела в основании латинский крест, то нынешнее здание положило в свой план крест греческий.

Пятиглавая крестовокупольная церковь, построенная по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов , была освящена уже в 1094 году. На протяжении веков она расширялась и украшалась. Особенно обогатилось здание церкви после 1204 года, когда крестоносцами, среди которых было немало венецианцев, был разграблен Константинополь.

Огромное количество реликвий Византии получило «прописку» в Сан-Марко: Золотой алтарь, знаменитая квадрига.

Венецианцы знатно поживились тогда, пополнив казну Светлейшей республики так, что слава богатейшего города разнеслась по свету. Отобразилось это богатство и на убранстве собора. Если посмотреть хотя бы только на фасад, то от количества колонн из разных цветов мрамора может зарябить в глазах.

Арки порталов над входами и люнеты украшены богатейшими мозаиками, изображающими истории из жития Христа (люнеты) и рассказы о доставке мощей святого Марка в Венецию (порталы арок). К XV веку было завершено внешнее убранство собора. Над внутренним декором работа продолжалась.

Базилика располагается на Пьяцце Сан-Марко , примыкая ко Дворцу Дожей так, что имеет с ним общий двор. Объясняется это тем, что изначально базилика замышлялась, как дворцовая капелла. Этим целям она и служила веками, хотя и была весьма значимой в жизни города: вновь избранного дожа горожане впервые видели именно здесь — в соборе проводилась официальная церемония провозглашения новоизбранного патриция дожем, здесь проводились и другие крупные официальные мероприятия: например, благословение войска на войну, демонстрация захваченных у врагов знамён. И всё же, несмотря на свою значимость, церковь оставалась дворцовой капеллой .

Подчинялась она исключительно дожам. У неё был свой причт (церковный штат), совершенно независимый от епископата и венецианского патриархата. Подобное положение дел продолжалось до 1807 года .

Наполеон , захвативший Венецию и наводивший в ней свои порядки, перенёс епископскую кафедру из собора Сан-Пьетро ди Кастелло в базилику Сан-Марко , сделав её кафедральным собором.

Первое здание собора Святого Марка (он же базилика Сан-Марко) в Венеции было построено в 829 году для хранения мощей евангелиста Марка, доставленных из захваченной мусульманами Александрии. Старый храм серьезно пострадал при пожаре, новое здание было возведено в XI веке. Несмотря на то, что звание кафедрального собор получил только в XIX веке, все главные религиозные и политические события средневековой Венеции отмечались здесь: в базилике публично провозглашался новый дож (правитель Венецианской республики) и получали благословение воины и капитаны перед началом важных и трудных походов.

В соборе хранится большое число древних реликвий, спасенных крестоносцами из разграбленного мусульманами Константинополя. В их числе квадрига (IV век до нашей эры), изготовленная из позолоченной бронзы, - единственный сохранившийся образец многофигурной конной античной скульптуры, ее автором считается легендарный греческий скульптор Лисипп. Среди других ценностей собора значатся Пала-д"Оро - алтарь, состоящий из 250 эмалевых миниатюр, выполненных византийскими художниками, икона Богоматери "Никопея", созданная в X веке, а также великолепные мозаики XII-XIII веков. Пала-д"Оро находится за мощами Святого Марка, чтобы полюбоваться этим шедевром ювелирного искусства, нужно купить отдельный билет.

На территории собора работает музей, в котором находится оригинал квадриги и другие интересный экспонаты, а также сокровищница, где хранятся редкие произведения греческого, мусульманского, византийского и западного искусства разных эпох, от Античности и раннего Средневековья до эпохи Возрождения.





Время работы:
Музей Сан-Марко - ежедневно с 9:45 до 16:45.
Базилика Сан-Марко - с 9:45 до 17:00 с понедельника по субботу, с 14:00 до 16:00 по праздникам и воскресеньям. В период с католической Пасхи до конца октября по воскресеньям и праздникам собор работает с 14:00 до 17:00.
Пала-д"Оро и сокровищница - с 9:45 до 16:00 с понедельника по субботу, с 14:00 до 16:00 по воскресеньям и праздникам. В период с католической Пасхи до конца октября по воскресеньям и праздникам Пала-д"Оро и сокровищница работают с 14:00 до 17:00.
Колокольня собора Сан-Марко - с июля по сентябрь с 9:00 до 21:00, в октябре, а также с католической Пасхи по июль - с 9:00 до 19:00, с ноября по март с 9:30 до 15:45.

Стоимость билетов: в базилику вход бесплатный. Посещение музея собора стоит 5 евро, Пала-д"Оро - 2 евро, сокровищницы - 3 евро, колокольни - 8 евро.

Адрес: Piazza San Marco, Venezia.

Собор Святого Марка в Венеции

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Деталь центрального фасада собора, где расположены статуи апостола Святого Марка с ангелами, а под ними крылатый лев - символ святого Марка и Венеции

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Интерьер собора

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д"Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.


Сказочная Италия, достопримечательности которой молчаливо свидетельствуют о богатой истории, вызывает огромный интерес у путешественников. Очаровательная Венеция занимает отдельное место среди других городов страны, а ее архитектурные шедевры известны на весь мир.

Средневековый памятник Basilica di San Marco

Древний Сан-Марко - собор в Венеции, который по праву признан выдающимся памятником искусства Средневековья. Красивейшее здание, появившееся в IX веке, волнует людские сердца, заставляя их биться сильнее при виде редчайшего примера византийской архитектуры в Европе. В 1987 году достопримечательность была внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Жители города и иностранные гости любуются старинным собором, занимающим почетное место в мировой сокровищнице архитектурных произведений.

Собор Святого Марка на площади Сан-Марко

Надо сказать, что эта горная порода в отделке собора появилась лишь в XIII веке. Добычей Четвертого крестового похода стали мраморные колонны из храмов Константинополя. Строители использовали новый материал, в результате чего получил еще большую пышность старинный собор Святого Марка в Венеции.

Собор Сан-Марко можно назвать настоящим музеем венецианского и византийского искусства, где собраны бесценные художественные произведения.

История квадриги

Над входом в базилику находится знаменитая четверка мчащихся коней, которых отлили из бронзы греческие скульпторы в IV веке до нашей эры. Квадрига сначала служила украшением триумфальной арки в Риме, позднее несколько столетий она красовалась на воротах ипподрома в Константинополе.

В XIII веке венецианский дож Энрике Дандоло, вытащивший страну из экономического кризиса, захватил а в качестве трофея вывез скульптуру, которую позднее, по приказу Наполеона, отправили в Париж, где она около 18 лет простояла на площади Карусели. После разгрома армии Бонапарта квадрига вернулась в Венецию, и по решению властей ее водрузили над главным входом базилики. В военные времена скульптуру с удивительной историей снимали и прятали в укрытиях.

Сегодня бронзовые кони собора Сан-Марко в Венеции находятся в музее базилики, а архитектурный памятник венчает прекрасно выполненная копия, появившаяся в 70-х годах прошлого века.

Атриум

Через центральный вход посетители попадают в атриум, стены которого отделаны мрамором и мозаикой, восхитившей до глубины души художника Сурикова. Полотна повествуют о событиях Ветхого Завета, а каждый день творения Богом мира обозначен белоснежным ангелом. Здесь же расположена украшенная каменным кружевом гробница догарессы (жены дожа) Фелиситы Микиель.

Прикоснуться к коллекции сокровищ очаровательной Венеции и получить благословение святого Марка сегодня очень просто - достаточно зайти в хранящий мощи апостола собор, представляющий собой летопись религиозной и гражданской истории.

Перед посетителями базилики предстает уникальная биография самого необычного города на воде, который вот уже несколько веков притягивает восхищенных путешественников из разных концов нашей планеты.

Основан в 832 году после перенесения мощей Св. Марка из Александрии в Венецию. В 1063 году началась постройка современного здания, украшение мозаиками, в 1094 году освящение собора. В конце XIV – начале XV века собор украшен шпилями и скульптурами. В XVI веке стены и купола укреплены Якопо Сансовино. НА этом фото справа видны более древние каменные стены собора XI века.

В соборе находятся мощи святого Марка Евангелиста.

Апостол Марк был младшим современником Христа. Юноша, который последовал за Христом, взятым под стражу, а затем убежавший, когда стражники пытались его схватить (Мк. 14:51-52). Св. Марк был затем сподвижником апостола Петра (1 Пет. 5, 13), под его руководством написал Евангелие примерно в 62-63 гг. в Риме. Затем Пётр посла Марка проповедовать в Аквилею, город на севере Италии, где св. Марком была основана христианская община и поставлен первый епископ Эрмагор. Также Св. Марк проповедовал в Египте, и был убит язычниками в Александрии в 68 г.н.э.
Святой Марк почитался венецианцами особо, потому что жители города были потомками горожан Аквилеи. В 828 году венецианские купцы Буоно Трибуно с Маламокко и Рустик с Торчелло оказавшись в Египте, пришли на поклонение к мощам Св. Марка в Александрии. Здесь они стали свидетелями притеснения христиан и разрушения церквей мусульманами, и уговорили священнослужителей церкви, где хранились мощи Св. Марка, отдать их для перенесения в Венецию. В 829 году дож Джустиниано Партечипацио организовал торжественную встречу мощей, а при его сыне Джованни началось строительство собора.

Крылатый лев – символ Апостола Марка и Венеции. Квадрига – копия привезённой в 1204 году из Константинополя.

Западный фасад украшен мозаиками, посвященными перенесению тела Св. Марка в собор.
Мозаика 1265 года.

Мозаика Леопольда дель Поццо по картону художника Себастьяна Риччи. 1719 год.

Мозаики по картинам художника Пьетро Веккиа, 1600 г.

Мусульманские таможенники не находят тела апостола Марка, спрятанного под видом груза свинины.

Явление Христа Судии, мозаика Либори Саландри по картону Латтанцо Кверены, 1836-38 гг.

Мозаики, посвященные жизни Христа – выполнены Луиджи Гаэтано по эскизам художника Маффео Вероны, 1617-18 гг.

Фрагмент мозаичного убранства. Обратите внимание на ряд гвоздей, обращённых вверх. Это мера против голубей.

Собор в дождливую погоду

У храма иногда и в сухую погоду образуется лужа, а в дождливую затопляет притвор.

Готические украшения на крыше собора – статуи святых

Фрагменты украшения южного фасада.

Свт. Николай Чудотворец

Кружевная резьба

Дож (правитель Венеции в характерном головном уборе) преклоняется перед символами евангелиста Марка.

Южный фасад собора – вид из внутреннего дворика дворца дожей.

Купола святого Марка – вид с колокольни собора

Внутри фотографировать нельзя. Туристы пытаются, работники ругаются.
Чтобы не нарушать правила, я сделал снимок снаружи с балкона.

Конечно, это фото не отразит всё великолепие собора Св. Марка.

Житие и история перенесения мощей Св. Марка

Щука